Суд: на ресторанную еду «на вынос» нужна декларация о соответствии

ekostsov   /   Depositphotos.com

Eсли кaфe прoдaeт лaкoмствa сoбствeннoгo изгoтoвлeния «нa вынoс» нe в oбeдeннoм зaлe, a, нaпримeр, чeрeз oкoшкo нa улицe, тo имeннo нa эту «чaсть» eды кaфe дoлжнo oфoрмить дeклaрaции o сooтвeтствии, xoтя тe жe сaмыe яствa в oбeдeннoм зaлe в дeклaрaцияx сooтвeтствия нe нуждaются. К тaкoму выводу пришел суд Московского округа, рассматривая кассационную жалобу популярной сети закусочных (постановление АС Московского округа от 3 октября 2018 г. № Ф05-15049/18, постановление АС Московского округа от 10 октября 2018 г. № Ф05-13968/2018).

В большинстве заведений этой сети – помимо традиционного обеденного зала со столиками – можно купить любые блюда из меню кафе в специальном окошке, не выходя из своего автомобиля. В некоторых закусочных, помимо окна для автомобилистов, есть и окошко для пешеходов – они тоже могут приобрести гамбургеры и картофель-фри, не заходя внутрь.

Именно на это обстоятельство и указал Роспотребнадзор: ресторанный фастфуд продавался через эти окошки без деклараций о соответствии, что нарушает ст. 21, ст. 23 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР ТС   021/2011) и квалифицируется по ч. 2 ст. 14.43 КоАП. Да и продавать-то такую еду вообще нельзя – только изымать из оборота, согласно ч. 4 ст. 5 ТР ТС 021/2011.

Сеть закусочных пыталась поспорить с ведомством, указывая на следующее:

  • действительно, ст. 21, ст. 23   ТР ТС 021/2011   предписывают, что любая пищевая продукция, которая обращается на территории союза, подлежит декларированию соответствия;
  • однако ч. 3 ст. 21 ТР ТС 021/2011 исключает общепит из этого общего правила: подтверждение соответствия пищевой продукции предприятий общественного питания, предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов её реализации проводится в форме госнадзора за соблюдением требований к пищевой продукции. Следовательно, получать декларацию на еду ресторанного изготовления не нужно (это и физически почти нереализуемо), за ее качеством следят надзорные органы, в первую очередь, Роспотребнадзор. Вот пусть и следит!

Однако арбитражные суды всех уровней усмотрели в действиях кафе нарушение требований о декларировании. Ход их рассуждений был таков:

  • ТР ТС 021/2011 требует декларирования соответствия от всей выпускаемой в обращение на территории союза пищевой продукции. При этом продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС, подлежит изъятию из обращения;
  • при этом, действительно, согласно ч. 3 ст. 21 ТР ТС 021/2011, оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции предприятий общепита, предназначенной для реализации при оказании услуг, проводится в форме государственного надзора;
  • однако это касается только той пищевой продукции, которая реализуется при оказании услуг общественного питания. А согласно п. 3.1 ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания»   (далее – ГОСТ) под таковыми понимается деятельность по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. А услуга по реализации общепитовской еды через столы заказов, буфеты, окна раздачи – согласно п. 4.5 ГОСТ – названа услугой по реализации продукции общепита, а не услугой общепита как таковой;
  • кроме того, проверка Роспотребнадзора установила, что окошки для обслуживания автомобилистов работают – а значит, через них реализуется пищевая продукция, – даже ночью, в то время, когда помещение закусочной закрыто и посетители в принципе лишены возможности (если захотят) съесть купленную ими еду в обеденной зоне, удовлетворив тем самым жажду потребления и досуга. Стало быть, по ночам кафе точно не оказывает услуги общепита, а банально продает свою продукцию;
  • наконец, услуги общепита – согласно Правил оказания услуг общепита, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036, и ГОСТ 30389-2013 «Услуги общепита. Предприятия общепита», – оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Следовательно, при реализации еды через окна выдачи – особенно ночами, с недоступной обеденной зоной, – у закусочной отсутствуют установленные минимальные требования к предприятиям быстрого обслуживания;
  • и главное: посетитель «традиционного общепита» начинает потреблять кушанья в сокращенное время их годности – в течение 1-2 часов, что позволяет говорить о безопасности пищи. А вот еду, которую покупатель купил в ночном окне, он съест не сразу же, а по истечении неопределенного времени. Значит, это уже пищевая продукция, на которую изготовителю необходимо устанавливать срок годности, его обосновывать, проводить необходимые исследования, а также испытания пищевой продукции для оценки условий ее хранения после приобретения и потребления;
  • таким образом, закусочная – поскольку она реализует свои гамбургеры через окна выдачи – осуществляет реализацию продукции общепита, не оказывая в это время услуги общепита, а значит, должна иметь декларации о соответствии на реализуемую продукцию общепита собственного производства. Штраф по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ обоснован.

Отметим, что в последнее время суды рассматривают большое количество аналогичных дел, – правда, с переменным результатом. Под «обстрел» попали и крупные торговые сети, которые продают плюшки из собственных пекарен, и маленькие кафе, которые продают свои авторские вкусняшки через торговые точки. Потенциально в «зоне риска» находятся заведения, которые, в принципе не имея своего обеденного зала, специализируются только на изготовлении собственной продукции и доставке ее потребителям – многочисленные мини-пекарни, интернет-пиццерии и салоны суши. Однако, учитывая позицию суда о «минимальных требованиях» к заведениям общепита, проблемы могут появиться и у традиционных ресторанов, если они доставляют свою еду сразу на дом.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.