S&P: Отсутствие компенсации со стороны РФ за налоговый маневр может привести к росту цен в Беларуси

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

В   мeждунaрoднoм рeйтингoвoм aгeнтствe Standard & Poor’s прoгнoзируют, чтo в   ближaйшиe гoды экoнoмичeский рoст Бeлaруси сoстaвит в   срeднeм скрoмныe 2%. Риски снижeния тeмпoв рoстa сoxрaняются, oсoбeннo eсли Рoссия oсущeствит зaплaнирoвaнный нaлoгoвый мaнeвр в   нeфтянoй сфeрe, нe   кoмпeнсируя Бeлaруси упущeнную выгoду. Oб   этoм гoвoрится в   сooбщeнии aгeнтствa.



Фoтo: Justin Lane/Newscom

Нaкaнунe S&P Global Ratings пoдтвeрдилo дoлгoсрoчный и   крaткoсрoчный сувeрeнныe кредитные рейтинги Беларуси в   иностранной и   национальной валютах на   уровне «B». Прогноз по   рейтингам стабильный. «Прогноз стабильный, потому что мы   ожидаем, что внешние дисбалансы Беларуси не   будут расти, а   ее   налогово-бюджетная позиция будет оставаться относительно жесткой в   течение следующих 12 месяцев. Также мы   ожидаем, что правительство сохранит доступ к   международным рынкам капитала и   поддержку со   стороны России для рефинансирования долговых обязательств, подлежащих погашению»,   — говорится в   сообщении агентства.


На   протяжении 2019 года экономический рост Беларуси замедлился из-за поставок грязной российской нефти и   спада экономик основных торговых партнеров Беларуси   — России и   ЕС, на   долю которых приходится в   совокупности 70% белорусского экспорта. Минск на   некоторое время прекратил прием сырья, чтобы ограничить ущерб своей нефтяной инфраструктуре. Таким образом, за   первые восемь месяцев 2019 года выпуск продукции нефтеперерабатывающих заводов сократился на   7% в   годовом исчислении. Сейчас поставки возобновились в   полном объеме.


В   настоящее время эксперты S&P Global Ratings видят два основных риска для экономики Беларуси. Первый из   них касается цикла цен на   сырьевые товары, от   которого Беларусь по-прежнему зависит, несмотря на   проводимую в   последние годы диверсификацию. Минеральные продукты и   продукция химической промышленности составляют почти 50% экспорта, напрямую подвергая суверенный рынок колебаниям цен. Кроме того, многие непродовольственные экспортные товары-сельскохозяйственная продукция, машины и   оборудование, транспортные средства-продаются на   российский рынок, где спрос остается чувствительным к   колебаниям цен на   нефть.


Второй риск связан с   отношениями Беларуси с   Россией. Около 40% госдолга Беларуси приходится на   Россию, и   прошлая готовность России предоставить Беларуси двустороннее финансирование является важным фактором, позволяющим Беларуси своевременно и   в   полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Помимо прямого финансирования, Россия также косвенно поддерживала Беларусь, поставляя нефть и   газ по   ценам ниже рыночных.


Будущее этой субсидированной поставки углеводородов из   России в   Беларусь в   настоящее время неясно, отмечают эксперты. Россия реализует так называемый налоговый маневр, в   рамках которого она фактически заменит таможенную пошлину на   экспорт нефти налогом на   добычу, что подорвет часть доходов Беларуси. Ранее нефть из   России поставлялась в   Беларусь без уплаты экспортной пошлины. Беларусь, в   свою очередь, перерабатывала нефть и   экспортировала ее   дальше в   Европу, вводя собственную экспортную пошлину и   сохраняя выручку. В   рамках налогового маневра российская экспортная пошлина на   нефть будет постепенно снижаться до   0% к   2024 году и   заменена российским внутренним налогом на   добычу полезных ископаемых. Маневр означает, что без компенсации со   стороны России к   2024 году Беларусь де-факто будет импортировать нефть по   ценам мирового рынка.


По   оценкам властей Беларуси, без компенсации и   при средней цене на   нефть в   60 долларов за   баррель негативное влияние на   экономику Беларуси от   налогового маневра составит 9 млрд долларов (15% ВВП) в   период до   2024 года. Это включает совокупное оценочное воздействие на   бюджет в   размере 3 млрд долларов (5% ВВП) и   воздействие на   нефтеперерабатывающие заводы в   размере 6 млрд долларов (10% ВВП).


В   настоящее время Беларусь ведет переговоры с   Россией о   возможном механизме компенсации этих потерь. Однако «до   сих пор видимость либо временных рамок, либо возможной формы компенсации весьма ограничена», отмечают аналитики. У   них создается впечатление, что Россия увязывает вопрос налогового маневра с   толчком к   дальнейшей двусторонней интеграции с   Беларусью, например, через усиленную и   более скоординированную нормативно-правовую базу и   согласованное налоговое законодательство. Официально переговоры по   нефтегазовым соглашениям могут начаться после того, как рабочие группы из   двух стран завершат дальнейшие интеграционные шаги в   конце этого года, но   остается неясным, будет   ли это действительно так, пишут эксперты рейтингового агентства.


В   то   же время отношения Минска и   Москвы остаются несколько неустойчивыми. Например, несмотря на   заявление министра финансов России о   предоставлении Беларуси двусторонней кредитной линии в   размере 600 млн долларов в   апреле 2019 года, она так и   не   была освоена. Беларусь также не   получила ожидавшийся ранее седьмой кредитный транш от   Евразийского фонда стабилизации и   развития.


Аналитики S&P Global Ratings предполагают, что механизм компенсации в   конечном итоге будет введен в   действие. Если этого не   произойдет, то   экономическая динамика Беларуси, скорее всего, будет слабее. При таком сценарии доходы бюджета Беларуси окажутся под давлением, и   потребуется ряд компенсационных мер, в   том числе повышение цен для внутренних потребителей. Это, в   свою очередь, будет отвлекать бюджетные ресурсы от   других видов использования, таких как инвестиции, а   также оказывать давление на   внутренние доходы, препятствуя потреблению, считают эксперты.

 

Теги: Минск
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.